Велосипед от Кабмина. Как хотят измерять качество мобильной связи

Качество сотовой связи в стране едва ли идет на поправку. А чиновники тем временем разрабатывают все новые бумажки

Возможно, реагируя на критику премьера Владимира Гройсмана, мол, у нас нет нормального 3G, подотчетная ему Госспецсвязи, центральный орган исполнительной власти в сфере телекома, разработала новые требования к уровню качества мобильной связи. И отправила их на согласование в компетентные ведомства.

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации уже успела не согласовать этот документ. И рекомендовала его доработать. Как оказалось, у телеком-регулятора есть весомые аргументы для таких действий.

Нынешние показатели качества связи действуют еще с начала 2010 года. В те времена у крупнейших операторов ни 3G лицензий, ни скоростного мобильного интернета толком не было. А приказ о вступлении документа в силу утверждало еще Министерство транспорта и связи, которого тоже давно нет.

Оказалось, что нынешний документ мало чем отличается от действующего. “Он не предполагает какого-то радикального пересмотра требований и критериев оценки качества связи”, – отмечают эксперты Vodafone Ukraine, ознакомившиеся с документом.

В НКРСИ посчитали, что проект содержит некоторые нормы, которые не будут отражать существующую реальность в телекоммуникациях. В частности нормы качества передачи данных, голоса и других услуг не привязаны к конкретной территории населенного пункта или, например, к автомагистрали, а являются общими.

То есть операторам придется отчитываться об уровне качестве как о средней температуре по больнице в рамках всей страны. В НКРСИ подчеркивают, что в подавляющем большинстве жалоб потребителей как раз указано, что со связью у них плохо в конкретном месте, а не повсюду.

Колл-центр, который всегда с тобой

Еще несколько пунктов в предложенных нормах качества могут сильно усложнить жизнь мобильщиков. “Например, вводятся дополнительные параметры качества сетей: время задержки между пакетами отправки и приема данных или потеря пакетов”, – отмечают в Киевстаре. То есть когда что-то в интернете начало скачиваться, но не закачалось или качается очень долго и отрывисто. Требования к этим параметрам не оцифрованы (нет численных нормативов). “Соответственно не ясно, как их контролировать”, – уточняют в Киевстаре.

Больше всего вопросов у операторов вызывает появление в перечне требований к качеству сетей такого параметра, как срок ответа специалиста информационно-справочной службы оператора. Он не должен превышать 20 секунд.

“Не понятно, почему такое требование распространяется исключительно на контакт-центры телеком-операторов и не касается информационных служб других компаний. Также не ясно, какое событие следует в этом случае считать «установлением соединения»: соединение с IVR, выбор команды «связь с оператором» в голосовом меню контакт-центра, момент поднятия трубки оператором контакт-центра?” – интересуются эксперты Киевстара.

В Vodafone считают, что нормированное время голосового ответа оператора на запрос вообще не может быть ключевым элементом оценки качества связи. “Особенно сейчас, когда с развитием data-технологий коммуникации, в т.ч. обслуживание абонентов, все больше переходят от голосового формата в цифровые каналы: социальные сети, онлайн-чаты, мессенджеры”, – отмечают в компанию.

По мнению lifecell, проект изменений имеет ряд технических неточностей и несоответствий, о чем оператор уже сообщил разработчику проекта нормативного документа. “В частности там не учитываются новые технологии и используются замеры для 2G сетей, которые уже неактуальны в 2018 году”, – говорят в пресс-службе компании. Поэтому поддержать документ lifecell сможет только после того, как ее замечания будут учтены.

А работают ли нормы

В конце концов много вопросов могут вызывать и действующие критерии измерения качества связи и эффективность их контроля.

Например, в приказе 2010 года сказано, что количество неуспешных соединений с веб-ресурсами при оказании услуг мобильного интернета не должно превышать 5%. При этом соединение считается неуспешным, если абоненту пришлось ждать более 10 секунд.

Вызывает сомнение, что операторы вообще в состоянии соблюдать этот показатель. Ведь вдали от городов, например, в сельской местности голосовая связь еще худо-бедно может ловить, а вот соединения с интернетом иногда происходят в лучшем случае через раз. Это не мешает операторам успешно отчитываться по всем показателям, а телеком-регулятору – одобрять их отчеты.
 Источник

12 23